Геополитические риски и инфляция в ближайшее десятилетие будут выше, чем в прошлом, считают 85% представителей центральных банков и суверенных инвестиционных фондов, и это придает дополнительную привлекательность вложениям в золото. Но держать его лучше при себе, полагают многие. Слитки часто хранятся в специализированных банках (в основном в Лондоне) и в хранилищах ведущих центробанков, но санкции Запада против валютных резервов России заставили часть управляющих забрать золото оттуда.
Таковы результаты опроса 57 центробанков и 85 суверенных инвестиционных фондов, проведенного управляющей компанией Invesco, сообщает Reuters. Сейчас 68% из них предпочитают держать золотые резервы на родине, тогда как в 2020 г. таких было 50%.
После вторжения России в Украину западные страны заморозили около $300 млрд российских валютных резервов. Также для России оказался закрыт западный рынок золота. Лондонская ассоциация участников рынка золота ввела запрет на прием российских слитков 7 марта 2022 г., а к концу августа эмбарго ввели Великобритания, Евросоюз, Швейцария, США, Канада и Япония.
«Значительная доля» представителей центробанков в опросе Invesco выразила обеспокоенность созданным прецедентом с заморозкой валютных резервов. Почти 60% полагают, что это делает золото более привлекательным для вложений. Свои слова управляющие подкрепили на практике: в прошлом году совокупный мировой спрос на металл вырос на 18% до самого высокого уровня с 2011 г., а центробанки, по данным Всемирного совета по золоту (WGC), приобрели 1136 тонн — максимум с 1967 г. Привлек их как рост цен, так и отсутствие «риска контрагента», говорил старший аналитик WGC Кришан Гопаул: ведь валютные резервы, как показали антироссийские санкции, остаются под контролем тех стран, где они вложены.
Но приобретенное золото центробанки теперь предпочитают держать у себя. Представитель одного из них сказал Invesco:
Оно у нас было в Лондоне, но теперь мы вернули его в нашу страну, чтобы держать как безопасный актив и чтобы оно само было в безопасности.
Эту позицию разделяют многие, прокомментировал один из авторов опроса Рог Рингроу, директор Invesco по работе с государственными институтами: «В последний год или около того это повторяется постоянно: „Раз уж это мое золото, пусть хранится у меня в стране“».