Война пришла в Россию в буквальном смысле. И если обитатели Рублевки и Кремля вряд ли изменят свой образ жизни из-за налетов украинских беспилотников, то эвакуация тысяч жителей Белгородской области, падение цен на недвижимость, удар по потреблению и туризму в граничащих с Украиной регионах подорвут темпы роста всей экономики.
Милитаризация, замена продуктивного производства выпуском орудий убийства, вынужденное импортозамещение и достаточно успешное восстановление импорта за счет параллельных поставок позволили смягчить потери экономики от развязанной войны. Правда, только в номинальном выражении: ВВП упал не так сильно, как ожидалось (-2,1%), реальный же урон лучше отразили данные по розничным продажам. Только по официальной статистике они упали в декабре на 10,5% по сравнению с декабрем 2021 г., а по итогам всего 2022 г. – на 6,7%.
Прогнозы же по ВВП на этот год вывели в «плюс» как российские ведомства, так и международные организации. МВФ в конце января неожиданно дал оценку в +0,3%, а в апреле повысил ее до 0,7%, хотя директор-распорядитель фонда Кристалина Георгиева и заявила, что долгосрочные последствия войны в Украине будут для России «весьма разрушительными».
Банк же России ждет роста в этом году на 2%. По оценке Министерства экономического развития, экономика прибавит 1,2%, а основным драйвером роста будет частичное восстановление потребительского спроса (благодаря растущим зарплатам).
Но происходящее сейчас в приграничных регионах как раз ударит по этому спросу, считает экономист Bloomberg Economics по России Александр Исаков:
Из-за эскалации конфликта в течение летавосстановление российской экономики будет сталкиваться со все бóльшими препятствиями по мере того, как потребительская уверенность и доходы во все большем числе регионов, примыкающих к зоне военных действий, будут следовать тенденции, наблюдающейся в Белгородской области.
По расчетам Bloomberg Economics, это может ограничить темпы роста ВВП до 0,8% в этом году.
В граничащих с Украиной районах проживает примерно 10-я часть населения России. Обстрелы и диверсии затрагивают уже Брянскую, Курскую, Воронежскую, Ростовскую области, Краснодарский край. Но хуже всего ситуация в Белгородской области, которая подвергается регулярным ударам и вторжению российских бойцов, воюющих за Украину. В пункты временного размещения из Шебекинского округа эвакуировано уже более 6000 жителей, сообщил в понедельник губернатор Вячеслав Гладков.
В самом Шебекино, который теперь подвергается постоянным обстрелам, около 40 000 жителей.
Распространение боевых действий в Белгородской, Курской и Брянской областях может напрямую подорвать 1,7% совокупного потребительского спроса, считает Татьяна Орлова, экономист Oxford Economics.
Война похоронила туризм в Крыму: его доля в бронировании отелей и жилья для отдыха в России упала до 1% (в 2021 г. – 19%), по данным Ostrovok.ru. Это, правда, частично компенсируется ростом спроса на отдых в Сочи.
Негативно война повлияла и на рынки недвижимости в Белгородской и Курской областях.