Потеря Россией суверенитет в результате политического и экономического сближения с Китаем — не более чем «страшилка», заявил президент РФ Владимир Путин.
«Эти страшилки нам хорошо известны. <…> Мы с Китаем соседи. Соседей, так же как и близких родственников, не выбирают. У нас с ними общая граница тысячи километров», — сказал Путин в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону.
По словам российского президента, Москва и Пекин привыкли к совместному существованию на протяжении веков, а внешнеполитическая философия Китая «неагрессивная». «Внешнеполитическая мысль Китая всегда ищет — ищет компромисс, и мы это видим», — сказал Путин.
Он также заметил, что темпы роста сотрудничества Китая с Европой больше и выше, чем темпы роста сотрудничества с Россией. «Спросите у европейцев: они не боятся? Может быть, и боятся, не знаю, но на рынок Китая стараются попасть во что бы то ни стало, особенно когда они сейчас сталкиваются с проблемами в экономике. И китайские предприятия осваивают европейский рынок», — отметил Путин.
По мнению президента, США, где также присутствует много китайских компаний, наносят себе ущерб, ограничивая сотрудничество с Китаем.
Путин также напомнил о рекордном товарообороте России и Китая, который, согласно Главному таможенному управлению КНР, достиг в 2023 году $240,11 млрд, увеличившись на 26,3% за год. Путин назвал товарооборот «сбалансированным», однако из китайской статистики следует, что экспорт из КНР в Россию за год вырос на 46,9%, тогда как импорт российских товаров увеличился только на 12,7%.
При этом Россия стала сильно зависеть от поставок нефти в Китай и Индию — после нефтяного эмбарго Европы 90% российского экспорта нефти и нефтепродуктов приходятся на эти две страны. В Европу же, которая до военного конфликта была главным экспортным рынком для России, поступает «не более 4–5%», сообщал вице-премьер Александр Новак.
В конце января глава Центрального разведывательного управления США Уильям Бернс заявил, что в результате войны против Украины Москва усилила зависимость от Китая. «Российская экономика терпит долгосрочные неудачи, и страна решает свою судьбу в качестве экономического вассала Китая», — отметил Бернс.