По меньшей мере 8000 человек стали жертвами российского вторжения в Украину во время боев за Мариуполь, говорится в исследовании Human Rights Watch (HRW), проведенном при участии SITU Research и Truth Hounds.
Аналитики изучили спутниковые снимки кладбищ и установили, что с марта 2022 по февраль 2023 года в Мариуполе и соседнем поселке Мангуш появились 10 284 новых могилы. Цифра в 8000 погибших была получена с учетом данных о средней смертности в городе. При этом HRW неизвестно, сколько из них военных, а сколько гражданских.
Речь идет о консервативной оценке. Реальное число жертв гораздо выше. Некоторые могилы достигают в длину 70 метров, то есть в них похоронены несколько человек. Также тела могут оставаться под завалами зданий, которые были полностью разрушены бомбежками, и во дворах домов, поскольку во время боевых действий местным жителям приходилось закапывать трупы именно там из-за отсутствия возможности провести нормальные похороны. Назначенный Россией мэр Мариуполя Олег Моргун говорил, что останки погибших продолжали находить в городе вплоть до февраля.
Во время боев, которые шли более полутора месяцев весной 2022 года, местные жители оказались в осажденном городе без еды, воды и электричества. Массовая гибель людей была вызвана также этими факторами и отсутствием медицинской помощи, а не только применением оружия.
Например, очевидец удара по городской больнице рассказывает, что он и еще около 60 жителей, включая 30 детей, провели в подземном убежище несколько недель практически без еды. По его словам, им приходилось делить ужин из вареной картошки и банки тушенки на несколько десятков человек и бегать за водой к колодцу, расположенному неподалеку. «Дорога до колодца была вся усеяна трупами. Те, кому хватало смелости туда пойти, зачастую возвращались к нам уже в качестве пациентов: без руки или без ноги», — говорит еще одна жительница, которая ухаживала за ранеными.
Согласно исследованию, в центральной части Мариуполя во время боев были разрушены 93% из 477 многоквартирных жилых домов, повреждены 19 больниц и 86 из 89 учебных заведений. Многие жители были вынуждены бежать, так и не похоронив своих близких. Тела находили завернутыми в ковры — на лавках, вдоль стен, сложенными в кучу за гаражами.
Вспоминая то время, местная жительница Елена говорит, что обнаружить труп на улице было «обычным делом». «Выезжая из города, мы видели, какое вокруг все сгоревшее, черное. Мы плакали. Нашего города больше не было», — отмечает она.
До войны в Мариуполе жили около 540 тысяч человек. Во время штурма города российскими войсками тысячи гражданских получили ранения: многие из них лишились рук, ног, зрения и слуха. Еще сотни тысяч, по подсчетам правозащитников, оказались в блокаде и несколько недель не могли покинуть город, не имея при этом доступа к базовым потребностям.
В докладе описываются бомбежки двух больниц, жилых домов, супермаркета и драмтеатра, приведшие к жертвам среди мирного населения. При этом правозащитники отмечают, что во всех случаях ни внутри зданий, ни рядом с ними «либо вообще не было» украинских солдат, либо «их присутствие было столь незначительным, что с точки зрения законов войны не оправдывало нанесение удара».
HRW усматривает в действиях российской армии признаки военных преступлений. Всего исследователям удалось идентифицировать 17 соединений вооруженных сил РФ, Росгвардии и других формирований, которые участвовали в оккупации Мариуполя в марте–апреле 2022 года.