Бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон назвал «пропагандой» заявления российских официальных лиц о том, что он якобы запретил Владимиру Зеленскому подписывать мирное соглашение с Россией весной 2022 г., когда стороны вели переговоры вскоре после начала войны.
Подобное заявление в конце прошлого года сделала, например, представитель МИД Мария Захарова. Она и другие российские чиновники неоднократно обвиняли Киев в том, что им руководят западные «кукловоды»; в качестве примера они, в частности, выхватили слова из ноябрьского интервью украинским СМИ Давида Арахамии, руководителя фракции «Слуга народа» в Верховной Раде.
В марте 2022 г. Арахамия вел в Стамбуле переговоры с российскими представителями о возможном урегулировании конфликта. В апреле же в Киев первым из западных лидеров прилетел Джонсон. По словам Арахамии, Джонсон посоветовал «ничего не подписывать» с Россией, добавив: «Давайте просто драться».
Владимир Путин как минимум дважды утверждал в прошлом году, что мирная договоренность в марте 2022 г. была согласована. В июле на встрече с африканскими лидерами он тряс бумажкой, называя ее подписанным проектом соглашения. На декабрьской пресс-конференции Путин также заявил, что договоренность была достигнута.
Джонсон ответил на российские обвинения в интервью газете The Times:
Это не что иное, как полная ерунда и российская пропаганда.
По его словам, после переговоров в Стамбуле его беспокоило, какого рода соглашение может быть подписано, и он пообещал руководителям Украины, что Великобритания поддержит ее «на 1000 процентов».
После визита Джонсона в Киев его пресс-служба сообщала, что премьер «выступил против любых переговоров с Россией на условиях, оправдывающих ложные заявления, которыми Кремль обосновывает свое вторжение, но подчеркнул, что решение должно принимать украинское правительство».
Утверждения российских официальных лиц опровергает и главный международный корреспондент The Wall Street Journal (WSJ) Ярослав Трофимов, который освещает события в Украине с января 2022 г. и опубликовал книгу «Наши враги исчезнут: российское вторжение и война Украины за независимость».
В последний день переговоров 29 марта 2022 г. в Стамбуле полномочия украинской делегации заключались в том, чтобы добиться отвода российских войск на позиции до начала вторжения, при этом продемонстрировав готовность вести переговоры по многим вопросам, а конкретные решения отложить до встречи Зеленского и Путина, пишет Трофимов. Главными требованиями России было невступление Украины в НАТО и ограничение ее оборонных возможностей. В проекте документа (якобы согласованном), который впоследствии демонстрировал Путин, Москва настаивала: численность украинских вооруженных сил должна составить 85 000 человек, 342 танка и 519 артиллерийских орудий. Представители Киева выставили в Стамбуле совсем другие цифры: 250 000, 800 и 1900 соответственно.
Никаких обязывающих обещаний в Стамбуле дано не было, категорически заявил Трофимову министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба:
Сделки не было. Участвовать в беседах и что-то обещать – совершенно разные вещи.
Ситуацию на переговорах переломило событие, произошедшее неподалеку от Киева: части ВСУ освободили Бучу и нашли там на улицах трупы соотечественников, которых российские солдаты пытали и расстреливали. Всего было обнаружено около 450 жертв. Хотя переговорщики в Стамбуле продолжали поддерживать связь, Зеленский дал понять, что зверства в Буче все изменили, пишет Трофимов. Посетив город, Зеленский назвал случившееся в нем геноцидом: «Очень сложно продолжать вести переговоры, когда видишь, что здесь произошло».
Арахамия также заявил The Times, что Джонсон не оказывал на украинское руководство никакого давления. Слова «Давайте просто драться» были сказаны британским премьером в контексте консультаций Украины с западными союзниками о том, как противостоять российскому вторжению, отметил Арахамия.