Свердловский районный суд Красноярска принял иск от Генеральной прокуратуры России против миллиардера Андрея Мельниченко. Обвинение требует взыскать в пользу государства 3,9 млрд акций компании «Сибэко», ранее приобретенных у структур экс-министра открытого правительства Михаила Абызова, узнали «Ведомости».
Ответчиками заявлены Андрей Мельниченко, «Хакасская сервисно-ремонтная компания» и «Кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации» («Кузбассэнерго»). В качестве третьего лица генпрокуратура также собирается привлечь АО «Сибирская энергетическая компания» (СГК) — дочернюю компанию Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), принадлежащей Мельниченко.
В 2018 году Мельниченко купил «Сибэко» у структур Абызова. В Следственном комитете (СКР) уверены, что министр и миллиардер договорились о продаже заранее: так Абызов пытался скрыть свое участие в предыдущих сделках с акциями «Сибэко». Прокуратура усматривает признаки «извлечения преимущества из недобросовестного поведения», что дает повод для взыскания «всего полученного сторонами по антисоциальным сделкам».
Андрей Мельниченко, бывший владелец «Еврохима» и угольной компании СУЭК, впервые возглавил рейтинг богатейших российских предпринимателей по версии Forbes в 2023 году. Его состояние оценивается в $25,2 миллиарда. В марте прошлого года против него ввели санкции страны Евросоюза, позже к ним присоединилась Швейцария.
Михаил Абызов, бывший министр открытого правительства, был арестован весной 2019 года. Его обвиняют в крупном мошенничестве и легализации средств, полученных незаконным путем. Следствие утверждает, что в период с 2012 по 2014 годы он вместе с сообщниками провел ряд махинаций, обманув акционеров компаний «Сибэко» и ОАО «Региональные электрические сети», после чего те скупали акции по завышенной цене, а Абызов выводил деньги за рубеж. В октябре 2020 года суд обратил в доход государства 32,54 млрд рублей, принадлежавшие Абызову.
Иск против Мельниченко — четвертое требование прокуратуры об изъятии частных активов в пользу государства с начала лета. В июле гособвинение потребовало изъять рыбопромышленный холдинг «Тефида» и Пермский порт, в августе — химическую компанию «Метафракс Кемикалс», а затем — Ростовский оптико-механический завод.