Россияне все меньше верят в то, что власти смогут сдержать рост цен. Отношение людей к «успехам» правительства и ЦБ показывают результаты очередного опроса, регулярно проводимого фондом «Общественное мнение» по заказу Центробанка (в этот раз с 30 ноября по 13 декабря).
Инфляционные ожидания населения растут второй месяц, причем в декабре они подскочили до 14,2% с 12,2% в ноябре и 11,2% в октябре. Это максимум с марта 2022 г., когда на фоне казавшейся неминуемой экономической катастрофы и доллара дороже 100 рублей инфляционные ожидания составили 18,3%. А по величине месячного прироста нынешний результат — это максимум за всю историю, кроме декабря-2014 и марта-2022, отмечают аналитики «Твердых цифр»
Аналогично обстоят дела с наблюдаемой инфляцией (ответ на вопрос «Как в целом менялись цены за прошедший год, т. е. с декабря 2022 г.»). Она тоже подскочила почти на 2 процентных пункта (п. п.) до 17%, и это максимум за год: последний раз больше было в ноябре 2022 г. (17,6%). Тогда для такого результата было больше оснований: «прошедший год» включал в себя весенний скачок цен, а по итогам 2022 г. инфляция составила 12%.
Сейчас инфляция тоже растет, но официально она вдвое ниже, чем кажется людям. С начала года инфляция, по данным Росстата, достигла 6,9% (на 11 декабря), а в годовом выражении — 7,5%.
Инфляционные ожидания «улетели», комментирует экономист Дмитрий Полевой. Особенно высоко (как и наблюдаемая инфляция) — среди тех, у кого нет сбережений, показывает опрос «инФОМ». Яйца нанесли сокрушительный удар по вере россиян в ценовую стабильность, иронизируют аналитики MMI. Рост цен на них в этом году оказался настолько силен (на 60% с конца июня, из которых 15% — за ноябрь), что президенту Владимиру Путину пришлось извиняться за него на прямой линии.
Но дело не только в яйцах. Почти так же сильно подорожали бананы и помидоры, до этого сильно дорожали мясо, бензин и другие значимые для населения товары. Люди, прежде всего малообеспеченные, не могли не отреагировать на это.
«Индекс цен для бедных сильно отличается [от индекса потребительских цен, по которому рассчитывается инфляция] — причем обычно они растут быстрее, чем „в среднем“, — объясняет заместитель гендиректора ЦМАКП Дмитрий Белоусов. — Правда, большую часть 2023 г. цены для бедных росли медленнее, чем общий уровень инфляции. Но с осени из-за удорожания продовольствия и других товаров индекс цен для бедных опять начал расти ускоренно <…> Бывает так, что мы из-за ускоренного повышения цен на продовольствие не видим резкого повышения этого индекса и соответственно масштаба нарастания проблем у малообеспеченных до момента поступления данных социологии о возросшем количестве людей, которым „хватает денег только на еду“».
ЦБ в обзоре ноябрьской инфляции отмечает большой вклад в инфляцию товаров и услуг, цены на которые меняются чаще и сильнее среднего. Среди них он выделяет фрукты и овощи, яйца, услуги туризма и пассажирского транспорта. На фоне и без того высокой инфляции, жесткой и экономически болезненной борьбы с ней выглядит просто странно плановая «как ни в чем ни бывало» индексация отдельных видов регулируемых на региональном уровне тарифов, удивляется Белоусов. Так, проезд в городском автобусе стал за три недели дороже на 0,81%.
Не очень помогает и стабилизация курса рубля. Он в ноябре укрепился более чем на 5% (хотя в начале декабря, когда проводился опрос, немного ослаб). В ноябре существенно замедлился рост цен на товары с высокой чувствительностью цен к курсовой динамике (замедлился рост цен или ускорилось их снижение на технику и электронику, импортные автомобили), отмечает ЦБ, но тут же добавляет: и ускорился рост цен на товары с низкой чувствительностью.