Владимир Путин полюбил использовать «Газпром» в качестве энергетического оружия. Монополия, возглавляемая Алексеем Миллером, его давним соратником еще по работе в Петербурге в 1990-е гг., послушно выполняла указания президента, который с ее помощью пытался достичь геополитических целей. С той же Украиной газовые войны велись еще в 2006 и 2009 г., поставки топлива использовались и для усиления российского влияния в других странах бывшего СССР.
Но прошлогоднее решение Путина заморозить Европу в отместку за поддержку Украины в войне обернулось для «Газпрома» катастрофой.
Европейский рынок, на который около полувека ориентировалась советская, а затем российская газовая промышленность, оказался почти полностью потерян. Если до начатого Путиным вторжения в Украину Евросоюз получал от «Газпрома» около 40% своего газового импорта, то теперь – около 10%. Поворот на восток – если его удастся осуществить, так, как задумано, чего пока не получается – не сможет компенсировать потери европейского рынка. Даже если все запланированные Кремлем проекты по поставкам газа в Китай будут осуществлены в срок и вовремя выйдут на запланированную мощность, восточное направление обеспечит лишь две трети поставок от довоенного экспорта в Европу – около 100 млрд против 150 млрд кубометров в год.
Об окупаемости этих проектов говорить в обозримой перспективе не приходится: на строительство, которое потребует многомиллиардных затрат, уйдут годы, а цены на газ будут ниже. Александр Рязанов, который в 2001-2006 гг. был заместителем председателя правления «Газпрома», сказал Bloomberg, что в этом году продал свои акции монополии с убытком:
На ближайшие 5-10 лет перспектив у «Газпрома» нет. С Китаем договориться сложно, и цена не будет хорошей.
Согласно проекту бюджета и макроэкономическому прогнозу правительства, данные из которого приводит Bloomberg, цена газа при экспорте в Европу составила в 2022 г. $984 за 1000 кубометров, а в Китай – $277. В 2023-2026 гг. цена поставок в Китай будет постоянно снижаться – с $297 до $243 за 1000 кубометров. Гораздо меньше денег «Газпром» получит и из Европы, которая не испугалась газового шантажа Путина, смогла пережить прошлую зиму и успешно сформировала запасы газа на ближайший отопительный сезон (они достигают почти 100%). Теперь правительство закладывает в бюджет цену на европейском направлении на уровне $502 в 2023 г. с постоянным снижением до $442 в 2026 г.
При этом Китай не торопится соглашаться на «Силу Сибири – 2». Российские руководители неоднократно заявляли о том, что проект вот-вот начнет реализовываться: например, еще 21 марта Путин объявил о договоренности с Пекином, а 4 сентября сказал, без каких-либо подробностей, что Россия рассматривает возможность ускорить строительство газопроводов в Китай (дальневосточного маршрута и «Силы Сибири – 2»). Однако по факту никаких договоров до сих пор не подписано.
«Я не вижу у России, несмотря на все ее стремление, больших шансов договориться с Китаем о новой сделке в этом году», – говорит Кевин Ту, управляющий директор аналитической фирмы Agora Energy Transition China. Китай и так сильно увеличил закупки российских энергоресурсов после начала войны, приобретая нефть со скидкой, а чрезмерная зависимость Европы от одного поставщика явно стала хорошим уроком для крупнейшего мирового импортера ископаемого топлива, поясняет Ту.
Потеря европейского рынка бьет и по внутреннему российскому. Валютную выручку «Газпром» использовал, в частности, для газификации регионов и удержания невысоких цен в России. Но даже при этом, например, город-миллионник Чита и Мурманская область, где расположена база Северного флота, остаются негазифицированы.
Во II квартале «Газпром» получил убыток, а его добыча в первом полугодии упала на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. А его доля (поставки в страны дальнего зарубежья) в мировом экспорте газа сократилась вдвое – с 17,9% в 2021 г. до 8,7% в 2022 г.; в номинальном выражении экспорт уменьшился со 185 млрд до 101 млрд кубометров.
Совокупный экспорт «Газпрома» в этом году может оказаться минимальным со второй половины 1970-х гг. Если в 2021 г. он составил 508 млрд кубометров, то в 2022 г. – 386 млрд, а в этом году может упасть до 355 млрд, по подсчетам Sinara Group. Через год с небольшим поставки в Европу могут сократиться еще сильнее – перестанет работать один из двух последних газовых маршрутов. Министр энергетики Украины Герман Галущенко говорил в июне Financial Times, что экспорт газа через Украину, весьма вероятно, прекратится, когда в конце 2024 г. истечет действующий пятилетний контракт.
«Сейчас “Газпром” поставляет меньше, да и доходность, и доходы меньше. Ну, ничего, “Газпром” чувствует себя уверенно, спокойно, справляется», – заявил Путин в среду на заседании форума «Российская энергетическая неделя».