Контроль западных стран за соблюдением санкций понемногу дает плоды. В начале июня, вскоре после визита в Казахстан высокопоставленных американских чиновников, уговаривавших руководство страны поддержать санкции против России, банки Казахстана стали часто отказываться принимать от российских контрагентов платежи в рублях, и вот теперь дошло дело и до валюты.
Российские компании стали получать отказы в переводе валютных платежей от большинства крупных банков Казахстана, рассказывают импортеры. Контроль за всеми входящими и исходящими платежами за поставки товаров резко усилен, в некоторых банках их проверяют два раза — и отделом внутреннего контроля, и комплаенсом, и с середины июня почти всегда поступает отказ в зачислении валютных платежей, рассказывает менеджер одной из компаний, занимающихся параллельным импортом. По его словам, проблема есть со всеми десятью крупнейшими банками Казахстана, при том, что второе место в этом топе занимает Сбербанк. «Банки официально просто ссылаются на антиотмывочные законы, а неофициально — вежливо просят войти в их положение, когда из-за океана строго грозят пальчиком, и придумать схему, в которой не будет русского следа», — говорит другой предприниматель, занимающийся поставками электроники в Россию.
По его словам, приходится использовать либо оплату через казахстанских партнеров, либо схему транзита через Кыргызстан — когда перевод уходит в Кыргызстан и товар оплачивает киргизская компания. Такой способ обходится в среднем в 5-6% от стоимости платежа, говорит собеседник VPost. «Свежий случай — пытались провести платеж в тенге из нашего ВТБ в Kaspi Bank (3-й по активам в стране). Получили отказ, но нам назвали пару банков, из которых платежи „пока вроде как даже в долларах проходят“. Мы предпочли перевести деньги в ВТБ Казахстан на счет казахстанского партнера, и он уже сам оплатил для нас поставку, причем наличными», — рассказывает он.
Когда в начале июня СМИ написали о проблемах с платежами в рублях, банк «Точка» провел исследование и заявил, что таких отказов менее 1%. Тем не менее, VPost получил подтверждение 11 российских компаний-импортеров об отказах казахстанских банков в проведении оплаты товаров в любой валюте — они не берутся оценить, какая доля клиентов сталкивается с отказами, но утверждают, что явление это массовое.
При этом, признаются импортеры, Казахстан, по сути, расширяет технические возможности для параллельного импорта в Россию. Например, на этой неделе президент страны Касым-Жомарт Токаев на встрече с министром иностранных дел Люксембурга Жаном Ассельборном подписал меморандум об увеличении числа грузовых авиарейсов компании Cargolux из Люксембурга в Астану с 7 до 21 в неделю. Эти рейсы летят через Россию в Японию и Китай с посадкой в Астане, что позволяет им экономить 5-6 часов летного времени по сравнению с рейсами других авиакомпаний, вынужденных на пути в Азию облетать территорию России. «Остановка в Астане позволяет прямым путем завозить нужные грузы для России, ту же электронику, а не ввозить ее обходными путями», — рассказывает собеседник VPost. Правда, опять же понадобятся схемы с получателями товаров из третьих стран.
Казахстан с весны 2022 г. стал одним из основных хабов по доставке в Россию санкционной продукции или просто параллельного импорта (то есть, товаров, которые перестали официально поставляться в Россию). Страна входит в Евразийский экономический союз, а значит, товары с ее территории можно ввозить в Россию без таможенного оформления и с местными сертификатами соответствия — именно так, например, идут с казахских заводов поставки напитков Coca-Cola. Через Казахстан поставляется техника Apple, Samsung, LG, машины с китайских заводов и многое другое.
Есть и схема псевдотранзита — когда товары их Европы ввозились в Россию якобы для транзита в Казахстан, а потом по разным схемам выгружались в России без заезда в среднеазиатскую республику. После десанта американских чиновников и угроз США и ЕС ввести вторичные санкции за помощь России в получении запрещенных товаров, Казахстан усилил экспортный контроль, чтобы убедиться, что все закупленные для республики товары приезжают именно в Казахстан. Это ударило по схемам прямого транзита, без участия посредников из третьих стран.
Ужесточаются в Казахстане условия проведения финансовых операций и для россиян. В конце апреля после визита помощника министра финансов США Элизабет Розенберг и предупреждения о растущем риске вторичных санкций банки Казахстана усилили комплаенс для предотвращения нарушения санкций, а Казахская фондовая биржа обособила счета россиян и белорусов, лишив их возможности проводить операции с валютными инструментами.